• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Фролова Виктория: Текст радиопрограммы из цикла "Современники Пушкина"

    (Текст радиопрограммы из цикла "Современники Пушкина": 1. Василий Жуковский; 2. Константин Батюшков; 3. Петр Вяземский; 4. Василий Пушкин; 5. Антон Дельвиг)

    ПРЕДИСЛОВИЕ К ЦИКЛУ

    Цикл радиопрограмм в рубрике «Душа поэта» сначала назывался «Современники классиков», но поскольку все, о ком шла речь, так или иначе, как вокруг Солнца, вращались вокруг "Солнца нашей поэзии" - Александра Сергеевича, то постепенно сложилась такая поэтическая "галактика". И название "Современники Пушкина", и название "Современники классиков" а. Скорее, это игра слов и смыслов, своеобразная аллюзия, отсылающая к популярной литературной серии «Классики и современники».

    Целью программ является прежде всего просвещение – напоминание известных (главным образом, специалистам или особо интересующимся литературой) фактов жизни и творчества авторов, чьи имена и некоторые произведения на слуху – но не более того. Несмотря на то, что это явная литературоведческая компиляция, все же основана она на личном взгляде автора и ведущей программ на личность и творчество того или иного поэта. Надеюсь, что хотя бы эскизно, но удается обрисовать атмосферу эпохи, о которой идет речь в программах. Кроме того, надо иметь в виду, что эти тексты – составляющая часть «литературно-музыкальных» композиций, выходящих в эфире радио «Гармония мира» (Одесса).

    Формат программ – один, два или три выпуска продолжительностью по 14-15 минут, однако здесь двойные и тройные выпуски для удобства чтения объединены в один цельный текст.

    6. ВИЛЬГЕЛЬМ КЮХЕЛЬБЕКЕР

    Мы продолжаем знакомство с поэтами пушкинского времени, которые не только творили в одну эпоху с Александром Сергеевичем, но были близки ему по духу, а многие в большей или меньшей степени даже оказывали влияние на самого Пушкина. Но сегодня мы обратимся к жизни и творчеству поэта, к которому сам Пушкин относился не менее тепло, чем к Антону Дельвигу, но творчество которого практически никак не повиляло на гения русской литературы – ну, если не считать сочиненных Пушкиным эпиграмм и посвящений, обращенных к лицейскому товарищу.

    Речь идет о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере – личности трагической и трогательной, много лет пребывавшей в забвении потомков в качестве поэта, писателя, который был известен лишь как друг Пушкина и ссыльный декабрист. Между тем, открыв подборку стихотворений Кюхельбекера, от нее уже невозможно оторваться:

    В утренний час бытия, когда еще чувство восторгов,
    Чувство страданий живых тихо дремало во мне, –
    Ум погруженный во мрак, не снимал с Природы покрова,
    С детской улыбкой еще я на вселенну глядел.
    Но и тогда волшебною силой задумчивый месяц
    Неизъяснимой красой взоры мои привлекал:
    Часто я, вечор сидя пред окном, исчезал в океане
    Неизмеримых небес, в бездне миров утопал.
    Игры, бывало покину: над ропотом вод тихоструйных
    Сладкой исполнен тоски, в даль уношуся мечтой, –
    Тайна сам для себя, беспечный младенец, я слезы
    (Их я причины не знал), слезы священные лил;

    При колыханьи лесов сладостным хладом объят,
    Рано я слушать любил унылую жалобу бури.
    Шорох падущих листов трепет во мне разливал;
    Слышу, казалося, в воздухе голос знакомый, – безмолвен,
    Слух устремляю в даль, – всюду молчанье, но даль
    В тайной беседе со мной. – О сонмы светил неисчетных!
    К вам улетал я душой, к вам я и ныне лечу:
    Или над вами отчизна моя? над вами с родною
    Чистой душой съединен, к богу любви вознесусь?

    Стихотворение это, написанное Кюхельбекером в 1817 году – в последний год пребывания в Лицее, – называется «Отчизна», но несмотря на столь патриотическое название, читатель практически с первых строк понимает, что речь идет не о земной родине, а об отчизне духа, откуда каждый из нас родом. Не каждый способен так глубоко это осознавать, и так просто и ясно об этом рассказать.

    В этом, на мой взгляд, и кроется трагедия Вильгельма Карловича Кюхельбекера – его понимание истины всегда натыкалось на грубость реальной жизни, его обостренное чувство справедливости постоянно толкало его на конфликты, и уже в Лицее он прослыл обидчивым и вспыльчивым драчуном. Но его нетрудно понять, если попробовать представить себя на месте неуклюжего худого подростка, ставшего не просто объектом насмешек (в конце концов, так или иначе в Лицее подтрунивали друг над другом все), но шутки эти зачастую действительно были не только обидными, но и жестокими.

    Вот, к примеру, эпиграмма на Кюхельбекера лицеиста Алексея Илличевского:

    Нет, полно, мудрецы, обманывать вам свет
    И утверждать свое, что совершенства нет.
    На свете, в твари тленной,
    Явися, Вилинька, и докажи собой,
    Что ты и телом, и душой
    Урод пресовершенный.

    Говоря о Вильгельме Кюхельбекере, нельзя не сослаться на роман прекрасного знатока пушкинской литературной эпохи Юрия Тынянова, который без труда представил жизнь поэта в трагическом свете. Однажды к нему попал архив Кюхельбекера, много лет хранившийся у редактора журнала «Русская старина» Семевского. Знали об этом архиве очень известные литераторы, в том числе писатель Лев Толстой и критик Страхов. Но лишь Тынянов всерьез заинтересовался этой забытой в литературе фигурой, и исследовал судьбу пушкинского товарища досконально – от стихов, большинство из которых до того времени практически не знал никто, до архивных документов, воспоминаний и личных писем. Юрий Тынянов сам был тонким поэтом, так же, как и Кюхельбекер, немного «не от мира сего», и итогом его погружения в эпоху и биографию этой неординарной личности стали не только доклады о творчестве забытого писателя, но и биографический роман «Кюхля», вышедший в 1925 году.

    Однако давайте вернемся к лицейским годам и к лицейским товарищам. Тынянов, к примеру, описал и упомянутого Илличевского, и его отношения с Кюхельбекером довольно нелицеприятно. Тем не менее, вот что накануне выпуска в 1817 году написал сам Вилинька (так шутя называли его друзья):

    Прощай, товарищ в классе!
    Товарищ за пером!
    Товарищ на Парнасе!
    Товарищ за столом!
    Прощай, и в шуме света
    Меня не позабудь,
    Не позабудь поэта,
    Кому ты первый путь,
    Путь скользкий, но прекрасный,
    Путь к музам указал.
    Хоть к новизнам пристрастный,
    Я часто отступал
    От старорусских правил,
    Ты в путь меня направил,
    Ты мне сказал: «Пиши»,
    И грех с моей души –
    Зарежу ли Марона,
    Измучу ли себя –
    Решеньем Аполлона
    Будь свален на тебя.

    – по крайней мере, в последние годы обучения в Лицее. К тому же, имел он друзей близких, любивших и понимавших его тонкую натуру, и снисходительно терпевших его вспыльчивый характер. И он их также с полной отдачей своей души искренне любил. Друзья эти – Антон Дельвиг и Александр Пушкин. Вот его послание обоим товарищам, о которых он вспомнил, посетив через год после окончания Лицея Царское Село, названное им –

    К Пушкину и Дельвигу
    Из Царского Села

    Нагнулись надо мной родимых вязов своды,
    Прохлада тихая развесистых берез!
    Здесь нам знакомый луг; вот роща, вот утес,
    На верх которого сыны младой свободы,
    Питомцы, баловни и Феба и Природы,
    Бывало, мы рвались сквозь густоту древес
    И слабым ровный путь с презреньем оставляли!
    О время сладкое, где я не знал печали!
    Ужель навеки мир души моей исчез
    И бросили меня воздушные мечтанья?
    Я радость нахожу в одном воспоминанье,
    Глаза полны невольных слез!
    Увы, они прошли, мои весенни годы!
    Но не хочу тужить: я снова, снова здесь!
    Стою над озером, и зеркальные воды
    Мне кажут холм, лесок, и мост, и берег весь,
    И чистую лазурь безоблачных небес!
    Здесь часто я сидел в полуночном мерцанье,

    Здесь мирные места, где возвышенных муз,
    Небесный пламень их и радости святые,
    Порыв к великому, любовь к добру впервые
    Узнали мы и где наш тройственный союз,
    Союз младых певцов, и чистый и священный,
    Волшебным навыком, судьбою заключенный,
    Был дружбой утвержден!
    И будет он для нас до гроба незабвен!
    Ни радость, ни страданье,
    Ни нега, ни корысть, ни почестей исканье –
    Ничто души моей от вас не удалит!
    ...
    О други! почему не с вами я брожу?
    Зачем не говорю, не спорю здесь я с вами,
    Не с вами с башни сей на пышный сад гляжу?
    Или сплетясь руками,
    Зачем не вместе мы внимаем шуму вод,
    Биющих искрами и пеною о камень?
    Не вместе смотрим здесь на солнечный восход,
    На потухающий на крае неба пламень?
    Мне здесь и с вами все явилось бы мечтой,

    Все, все, что встретил я, простясь с уединеньем,
    Все, что мне ясность, и покой,
    И тишину души младенческой отъяло
    И сердце мне так больно растерзало!
    При вас, товарищи, моя утихнет кровь.
    И я в родной стране забуду на мгновенье
    Заботы, и тоску, и скуку, и волненье,
    Забуду, может быть, и самую любовь!

    Удивительно, но читая эти строки мне лично трудно поверить, что основной целью насмешек и обидной критики в Лицее была не только нескладная высокая фигура Вили, его глухота, его вспыльчивость, но главным образом – его стихотворное творчество. Ведь даже горячо любимый им Пушкин вначале призывал однокашника оставить поэтическое поприще, и первое опубликованное стихотворение самого Пушкина – то самое, «К другу стихотворцу», отправленное в журнал Дельвигом, – было обращено именно к Вильгельму Кюхельбекеру. И что же мы в нем читаем:

    Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
    Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
    В холодных песенках любовью не пылай;
    Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай.
    Довольно без тебя поэтов есть и будет;
    Их напечатают – и целый свет забудет... –

    написал друг Пушкин в 1814 году. Но упрямый Вилинька не слушал никого, и несмотря на насмешки, недоверие и недопонимание писал стихи – так, как того требовала его собственная душа. И уже в год окончания Лицея, в 1817 году, и содержание, и интонации в пушкинском посвящении «Разлука» тому же Кюхельбекеру были совершенно иными:

    В последний час, в тени уединенья,
    Моим стихам внимает наш пенат!
    Лицейской жизни милый брат,
    Делю с тобой последние мгновенья!
    – лета соединенья;
    Итак, разорван он – наш братский, верный круг!
    Прости!.. хранимый тайным небом,
    Не разлучайся, милый друг,
    С фортуной, дружеством и Фебом.
    Узнай любовь, неведомую мне,
    Любовь надежд, восторгов, упоенья!
    И дни твои полетом сновиденья
    Да пролетят в счастливой тишине!

    Итак, Пушкин не только признал в Кюхельбекере близкого по духу товарища, но также то, что и тот находится под защитой Феба-Аполлона – покровителя наук и искусств. И, кроме того, в другой раз как-то предсказал «другу стихотворцу»: «страшися забвения». Очевидно, Пушкин имел в виду и не вполне соответствующий требованиям времени, несколько архаичный поэтический стиль Кюхельбекера, предпочитавшего, как и Дельвиг, сложные, высокопарные размеры, в частности, гекзаметр, и, вероятно, несколько отвлеченное содержание стихов. Хотя забвение Кюхельбекера-писателя, как ни парадоксально это звучит, настигло его по причине причастности к заговору декабристов, и последовавшей после ареста его ссылке в Сибирь.

    Но прежде давайте вспомним о ранних годах поэта – ведь все, что с нами происходит от рождения, оказывает влияние и на черты нашего характера, и формирует основы личности, а значит – и основы мировоззрения, и возможные поступки. Родился Вильгельм Карлович Кюхельбекер в Петербурге 10 июня 1797 года в семье немецкого дворянина, перешедшего на русскую службу в 1770 году. Отец его, Карл-Генрих, был человеком образованным – достаточно сказать, что учился он в Лейпцигском университете вместе с Радищевым и Гёте, с которым, между прочим, сохранял дружеские отношения до самой своей смерти (отец умер, когда мальчику было 12 лет). Более того, в период путешествия по Европе Вильгельму посчастливилось познакомиться и пообщаться с великим немецким поэтом, который был уже довольно стар, но с радостью принял сына своего давнего друга.

    Вильгельм остро реагировал и на красоту окружающего мира (в детстве он подолгу бывал в имении Авинорм в Эстонии), и на несправедливость или непонимание, если таковые в его, в общем-то, счастливой детской жизни, случались: в семье не только любили всех детей, но и уделяли большое внимание и их воспитанию, и образованию. Так, еще до обучения в Царскосельском Лицее Вильгельм обучался в частном пансионе, однако, когда его отец умер, и мать осталась одна с четырьмя детьми, за будущее Вильгельма она переживала особенно.

    Как уже упоминалось, и Антон Дельвиг, и маленький Пушкин были не только детьми впечатлительными и замкнутыми, но и не вполне понятными для взрослых. То же можно сказать и о Вильгельме Кюхельбекере. Впрочем, замкнутым он не был, но вследствие перенесенной в 9 лет тяжелой болезни у него не только появились физические недостатки (в частности, нервические подергивания), но болезнь эта, как предполагают, стала причиной его чрезмерной вспыльчивости, и даже экзальтированности.

    Так, незадолго до обучения в Лицее он по-детски влюбился в соседскую девочку и продумал целый план их бегства, тайного венчания и последующего раскаяния у родительских ног. К счастью, именно тогда открывался Царскосельский лицей, и по ходатайству самого Барклая де Толли, тогдашнего военного министра, мальчик был принят в новое престижное учебное заведение, и что немаловажно для родителей, определявших туда детей, – заведение бесплатное. Здесь, как мы уже говорили, Вильгельм не только учился наукам, но и начал активно писать стихи, – благодаря присущей ему восторженности и горячности настолько активно, что долгое время слыл среди лицейских товарищей отчаянным графоманом…

    Однако среди всех лицейских поэтов он был чуть ли не самым образованным, не только хорошо знавшим немецкий и французский языки, но до самозабвения любившим русский язык и русскую культуру. Без сомнения, значительное влияние оказал на Вильгельма муж его старшей сестры Юстины – профессор русского и латинского языков Григорий Андреевич Глинка. Он – кстати, в отличие от родственников других учеников, – регулярно присылал мальчику книги и журналы, которые, естественно, читали и его лицейские товарищи, впитывая все новое, что появлялось на тот момент в русской литературе.

    О Дельвиг, Дельвиг! что награда
    И дел высоких, и стихов?
    Таланту что и где отрада
    Среди злодеев и глупцов?
    Стадами смертных зависть правит;
    Посредственность при ней стоит

    Младых избранников харит.
    Зачем читал я их скрижали?
    Я отдыха своей печали
    Нигде, нигде не находил!
    ...
    О Дельвиг! Дельвиг! что гоненья?
    Бессмертие равно удел
    И смелых, вдохновенных дел,
    И сладостного песнопенья!
    Так! не умрет и наш союз,
    Свободный, радостный и гордый,
    И в счастье и в несчастье твердый,
    Союз любимцев вечных муз!
    О вы, мой Дельвиг, мой Евгений!
    С рассвета ваших тихих дней
    Вас полюбил небесный Гений!
    И ты — наш юный Корифей,—
    Певец любви, певец Руслана!
    Что для тебя шипенье змей,
    Что крик и Филина и Врана?—
    Лети и вырвись из тумана,

    О други! песнь простого чувства
    Дойдет до будущих племен —
    Весь век наш будет посвящен
    Труду и радостям искусства;
    И что ж? пусть презрит нас толпа:
    Она безумна и слепа!

    Это отрывок из стихотворения Вильгельма Кюхельбекера «Поэты» 1820 года, написанного им после высылки Пушкина на юг, и воспринятого всеми как открытое осуждение власти. Забегая вперед, замечу, что после этого друзья встретились лишь однажды, в октябре 1827 года на глухой почтовой станции Залазы, где в каторжнике, закованном в кандалы, переправлявшемся из одной крепости в другую, Пушкин, следовавший из Михайловского в Петербург, узнал Кюхельбекера. Однако и до, и после этого друзья поддерживали связь постоянно.

    Возвращаясь же к скандальному стихотворению, скажем, что мало кто ожидал подобной выходки от благополучного юноши – служащего Министерства иностранных дел, преподавателя Благородного пансиона Петербурга, где, кстати, учился будущий великий русский композитор Михаил Глинка. Однако обостренное чувство справедливости в сочетании с горячностью чистой, открытой души Вильгельма Кюхельбекера постоянно толкало его на безрассудные поступки – именно безрассудные, которыми руководил не разум, а эмоции.

    После публичного прочтения в Вольном обществе стихотворения «Поэты» уже самому Кюхельбекеру грозила опасность стать персоной нон-грата в Петербурге, и здесь его выручил Дельвиг, который, ссылаясь на свою знаменитую лень, отказался от путешествия по Европе в должности секретаря богатого вельможи Нарышкина, и предложил это место Вильгельму. Тот с радостью согласился: это не только позволяло ему поправить материальное положение, но и главное – увидеть Европу, колыбель современных революций, где то и дело вспыхивали протесты против монархий. Но, едва удалившись из России, Кюхельбекер затосковал по товарищам и по жажде действия во имя свободы на родине:

    Мир над спящею пучиной,
    Мир над долом и горой;
    Реин гладкою равниной
    Разостлался предо мной.

    Здесь, над вечными струями,
    В сей давно желанный час,
    Други! я в мечтаньях с вами;
    Братия! я вижу вас!

    Вам сей кубок, отягченный
    Влагой чистой и златой;

    Пью за русский край родной!

    Но волна бежит и плещет
    В безответную ладью;
    Что же грудь моя трепещет,
    Что же душу тьмит мою?

    Слышу птицу предвещаний,
    Дик ее унылый стон -
    Светлую толпу мечтаний
    И надежду гонит он!

    О, скажи, жилец дубравы,
    Томный, жалобный пророк:
    Иль меня на поле славы
    Ждет неотразимый рок?

    Или радостных объятий
    К милым мне не простирать
    И к груди дрожащей братий
    При свиданье не прижать?

    Да паду же за свободу,
    За любовь души моей,

    Гордость плачущих друзей!

    Стихотворение «К друзьям, на Рейне» написано в 1821 году, но душа Кюхельбекера будто предвидела – или накликала – катастрофу русского дворянского бунта 1825 года. Однако до этого было еще далеко, и молодой Вильгельм мечтал сбежать в Грецию к карбонариям. Когда же в Париже ему предложили прочесть в антимонархичском клубе «Атеней» ряд лекций о российской словесности, он с радостью согласился, и со свойственной ему безоглядностью и открытостью использовал лекционную кафедру как трибуну для провозглашения своих взглядов на положение дел в русском обществе: «История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем. Свободный, сильный, богатый, он возник раньше, чем установились крепостное рабство и деспотизм, и впоследствии представлял собою постоянное противоядие пагубному действию угнетения и феодализма», – вот так заявил Вильгельм Кюхельбекер на первой же своей лекции, названной им «Свойства нашей поэзии и языка».

    Что оставалось делать осторожному Нарышкину – он отослал опасного компаньона обратно в Россию, а за Кюхельбекером с тех пор было установлено тщательное наблюдение. На службу его теперь не брали, средств к существованию вновь не было, и по ходатайству друзей, в частности, Александра Тургенева, он был назначен чиновником особых поручений на Кавказ, в Тифлис – в ставку знаменитого и чрезвычайного популярного среди молодежи генерала Ермолова. Кюхельбекер был счастлив – ему казалось, что теперь-то он что-то сможет сделать для свободы, и даже предлагал Ермолову… сбежать в Грецию, дабы принять там участие в революции. Это был период его восторженного обожания генерала:

    О! сколь презрителен певец,
    Ласкатель гнусный самовластья!
    Ермолов, нет другого счастья
    Для гордых, пламенных сердец,
    Как жить в столетьях отдаленных
    И славой ослепить потомков изумленных!

    … Да смолкнет же передо мною
    Толпа завистливых глупцов,
    Когда я своему герою,
    Врагу трепещущих льстецов,
    Свою настрою громко лиру
    И расскажу об нем внимающему миру!

    Он гордо презрел клевету,
    Он возвратил меня отчизне:
    Ему я все мгновенья жизни
    В восторге сладком посвящу;
    Погибнет с шумом вероломство,

    Написал он это посвящение Ермолову в 1821 году, но оказавшись в руководимом генералом отдельном Кавказском корпусе, Вильгельм разочаровался в своем герое: тот, следуя законам войны, жестоко подавлял малейшее неповиновение свободолюбивых горцев. Однако именно здесь, в Грузии, Кюхельбекер сблизился с уже знакомым ему по преподаванию в Благородном пансионе Александром Грибоедовым, который был скуп на доверие к людям, но именно Кюхельбекеру открылся, и ему первому и единственному читал свою революционную пьесу «Горе от ума». До конца своих дней Вильгельм считал Грибоедова не только своим самым близким другом, но духовно и эстетически близким поэтом.

    Однако в Грузии порядочный и вспыльчивый Кюхельбекер очень скоро вновь показал себя личностью неблагонадежной, спровоцировав дуэль с одним из служащих при Ермолове. И здесь, на Кавказе, он был опасен для властей – вплоть до того, что они надеялись на гибель непредсказуемого юноши от случайной кавказской пули. Однако этой участи Кюхельбекер избежал, и его отослали в Россию, где его вновь ждали безденежье и неустроенный быт, и по настоянию родственников Кюхельбекер приехал к сестре Юстине в имение Закуп Смоленской губернии, где прожил с июля 1822 по июль 1823 года.

    В течение года этого, прожитого им в семье старшей сестры, он вникал в жизнь простого народа, и, желая быть к нему ближе, чудил – так говорили соседи, да и сами крестьяне – ведь для всех он был барином. Ходил он в специально сшитой для него простонародной одежде, и однажды заступился за крепостного, над которым прилюдно издевался соседский помещик, так что это недоразумение, истолкованное соседом как неуважение, пришлось улаживать мужу сестры, Алексею Глинке.

    Здесь же, в Закупе, Вильгельм влюбился в дальнюю родственницу Александра Пушкина Авдотью Тимофеевну Пушкину, и любовь оказалась взаимной. Дуня была девушкой чистой, преданной и мудрой, ей Вильгельм посвящал свои немногие любовные стихи:

    Цветок завядший оживает
    От чистой, утренней росы;
    Для жизни душу воскрешает
    Взор тихой, девственной красы...

    Петербург. Приличного места по-прежнему добиться не мог, и пытался заработать на жизнь литературным трудом – так, вместе с Одоевским основал литературный альманах «Мнемозина», где публиковались Пушкин, Вяземский, Грибоедов, Баратынский, и сам Кюхельбекер. Однако если сначала альманах привлек внимание читателей и принес некоторый доход и авторам, и издателям, то затем с каждым новым номером интерес публики становился все меньше – соответственно, падали и доходы.

    В этот период Вильгельм Кюхельбекер сблизился с Рылеевым и другими «заговорщиками», всей душой разделяя их надежды на переобустройство общества. Когда же в сентябре 1825 года двоюродный брат Рылеева погиб на дуэли, защищая честь своей сестры, Кюхельбекер написал гневное стихотворение, воспринятое и властями, и его единомышленниками как революционный манифест:

    Клянемся честью и Черновым:
    Вражда и брань временщикам,
    Царя трепещущим рабам,

    ...
    Так, говорят не русским словом,
    Святую ненавидят Русь;
    Я ненавижу их, клянусь,
    Клянуся честью и Черновым!
    ...

    Всем нам в священный образец!

    Ты чести будешь нам залогом!

    В общем, обладая вспыльчивым характером, остро реагируя на любую несправедливость, Кюхельбекер не мог не оказаться на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, причем, не в числе случайных свидетелей, а в качестве активного участника – хотя официально был принят тем же Рылеевым в члены тайного Северного общества незадолго до восстания. Примечательно, что родной его брат, Михаил Кюхельбекер, офицер флота, состоял в членах тайного общества давно, но Вильгельма, зная его неосмотрительность, в это никто не посвящал. И не зря: уже попав в круговерть событий, он, поддавшись всеобщему возбуждению, три раза пытался стрелять – то в великого князя Михаила, то в генерала Воинова, и все три раза – осечка! Случай, так характерный для нескладного Кюхли, воспринятый всеми как обидная неудача, однако спасший жизнь не только объектам покушения, но и ему самому – ведь таким образом он не стал убийцей...

    «несчастием»: на смену восторженности пришла горечь утрат и разочарований…

    Тебя ли вижу из окна
    Моей безрадостной темницы,
    Златая, ясная луна,
    Созданье божией десницы?


    Ночное мирное светило!
    Отраден мне твой тихий свет:
    Ты мне всю душу озарило.

    Так! может быть, не только я,

    Быть может, и мои друзья
    К тебе теперь подъемлют очи!

    Быть может, вспомнят обо мне;
    Заснут; с молитвою, с любовью

    Слетит к родному изголовью,

    Благословит их... Но когда

    Передрассветная звезда, –

    Это стихотворение «Луна» написано Вильгельмом Кюхельбекером в 1828 году в одиночной камере. С одной стороны, судьба в лице государя Николая I обрекла его на душевные и телесные страдания в изоляции, но в то же время освободила от необходимости заботиться о бытовом обустройстве, о заработках, о положении в обществе – в общем, от всего того, с чем Вильгельм так плохо справлялся в повседневной жизни. При этом – пусть не сразу – ему разрешили вести дневник, переписываться с родственниками, читать – избирательно, старые подшивки, но именно сидя в камере, Кюхельбекер совершенствовался как писатель, литературный критик, философ, вернулся к изучению греческого языка и самостоятельно начал изучать английский: «Провидение меня воспитывает и обстоятельствами принуждает к занятиям, о которых я по природной лености, вероятно, и не думал бы: в Шлиссельбурге я выучился по-английски, потому что у меня не было книг, кроме английских», – сделал 15 февраля 1835 года запись в дневнике Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Не будет преувеличением сказать, что эти годы одиночества стали наиболее плодотворными в его творческой биографии.

    Он работал над поэмой в русском стиле «Юрий и Ксения», писал прозу, наладил связь с друзьями Дельвигом и Пушкиным, которые не только снабжали его новой литературой, но и старались сделать все возможное, чтобы произведения Кюхельбекера были опубликованы – пусть даже без его имени. Так, Дельвиг перед самой своей смертью через старшую сестру Кюхельбекера успел переслать товарищу свой единственный сборник стихов, а 12 мая 1835 года, к примеру, Вильгельм Карлович сделал в дневнике такую запись: «Большую радость бог послал мне: мой «Ижорский» мне прислан напечатанный… Считаю не нужным упоминать здесь, кому по этому случаю я особенно считаю себя обязанным быть признательным: упоминать о нем было бы здесь как-то некстати; только – бог мне свидетель – что чувствую его благодеяния». Речь здесь идет о Пушкине. Помнил о нем Вильгельм всегда, учился у него, анализируя его произведения, и всегда знал, что может обратиться к лицейскому другу не только мысленно, но и с реальными проблемами:

    Чьи резче всех рисуются черты
    Пред взорами моими? Как перуны

    Рокочут... Пушкин, Пушкин! это ты!
    Твой образ – свет мне в море темноты;
    Твои живые, вещие мечты
    Меня не забывали в ту годину,

    Это фрагмент стихотворения Кюхельбекера к лицейской годовщине 19 октября 1836 года: он так же, как Пушкин, всегда отмечал эту дату. И, кстати, в тот год отметил он ее уже не в камере: пятнадцатилетнее заключение совершенно неожиданно для Кюхельбекера было сокращено до десяти лет, и он отправился в Сибирь, в надежде спокойно прожить рядом с братом в местечке Баргузин, зарабатывая на хлеб литературным трудом. Как же далек был Вильгельм Карлович от реальности – и сразу ощутил это: Михаил уже был женат, и стало ясно, что Вильгельм должен жить самостоятельно.

    Каким же для него это стало и жизненным уроком, и испытанием: через три года после освобождения из тюремного заключения он записал: «Если бы я был Жан-Жаком, т. е. эгоистом, я бы просил правительство снова меня запереть, но я уже не могу сделать этого, … потому что у меня есть обязанности, поэтому я могу только молить бога о заключении». «Они моих страданий не поймут», – в отчаянии написал Вильгельм Карлович в стихотворении в начале 1839 года, осмысливая всю свою прошедшую и настоящую жизнь:

    ... Был я очарован
    Когда-то обольстительной мечтой;

    И с нею все земные испытанья;
    Не будет сломан, устоит борец,
    Умрет, но не лишится воздаянья

    – бедный я слепец!
    Судьба берет меня из стен моей темницы,
    Толкает в мир (ведь я о нем жалел) –
    А мой-то мир исчез, как блеск зарницы,
    И быть нулем отныне мой удел!

    места семья Вильгельма Карловича моталась по Сибири, иногда он давал уроки, но в основном приходилось жить натуральным хозяйством, строить дома, сеять хлеб, вести огород, – одним словом, всем тем, к чему Кюхельбекер никак не был приспособлен, да и здоровьем он был слаб. Соответственно, все это отнимало и силы, и время от основного, как он считал, его призвания – литературного творчества.

    Но, несмотря ни на что, он продолжал писать – иногда с большими перерывами, вызванными лишениями и болезнями, но все же – оставался верен себе. Он учил грамоте сына, вел дневник, надеясь, что его жизненный и творческий опыт пригодится и сыну. Умер Вильгельм Карлович Кюхельбекер 11 августа (по старому стилю) 1846 года в Тобольске. Дочери его, Юстине, было тогда два года, но именно она сохранила архив отца, о котором мы говорили в начале нашего знакомства с Вильгельмом Кюхельбекером.

    Несмотря на разочарования и тяготы, в ссылке случались и светлые моменты, и минуты умиротворения. В один из таких периодов он написал удивительное по глубине чувств и мысли стихотворение:

    Вот, слава Богу, я опять спокоен:
    Покинула меня тяжелая хандра;
         
    И верить и любить я снова стал достоин.
         Охотно руку протяну врагу,
         Скажу охотно: будем жить друзьями,
    Мой добрый Басаргин, и с вами я могу

    Как ангел божий, милый друг,
    Вы предо мной явились вдруг
    С радушным, искренним участьем;
         Был истомлен житейским я ненастьем:

    Обманутый людьми, растерзанный страданьем…
    Но вот опять согрет я тихим упованьем, –
    И этим одолжен вам труженик-певец!
         О, да услышит бог мои молитвы,

         С коварным миром и с самим собой;
    Пусть сохраните вы средь бурь души покой;
    Не разлучайтеся с Любовью животворной,
    С святою Верою, с Надеждой неземной, –

         Ни с суетной надеждою-мечтой,
    Ни с верой мертвою, надменной и холодной,
         Подобной той смоковнице бесплодной,
         Которую сухую проклял Спас…

         От дивных дочерей Софии… Искупитель
         И тут единственный наш друг-руководитель,
    И он вещает ясно нам:
    «Познайте их по их делам».

    так как в первую очередь хотелось рассказать о его жизни, полной надежд и разочарований, и главное – о творческом осмыслении собственного опыта человеком сильным и слабым одновременно. С каким духовным багажом пришел он к концу своего земного существования, знает лишь его собственная сущность, но мне очень хочется верить, что ошибки и победы, труды и страдания Вильгельма Карловича Кюхельбекера были не напрасны, и он обрел «средь бурь души покой»...

    Виктория ФРОЛОВА

    Раздел сайта: